Sonnet Audio Morpheus
22 июля 2023
ВСТУПЛЕНИЕ
Сразу хочу отметить, что это мое первое серьезное знакомство с ЦАПом, основанным на технологии R2R.
ЦАП является моей собственностью, и никто меня не просил давать какую-либо обратную связь по нему или делать обзор.
Насколько я понял, официальных продаж устройства в России не было. Мой экземпляр, судя по силовым кабелям, приехал вообще из Америки, откуда его привез предыдущий владелец в 2021 году.
Кстати, на плате стоит дата 29-04-2021.
Безусловно, я успел ознакомиться со всем, что есть в интернете по Morpheus и в голове сложились определенные ожидания и, возможно, некоторые опасения.
Чего не хотелось получить: слишком темный звук, слишком теплый звук, потерю детальности или разрешения после хороших аппаратов на дельта-сигма.
Исходя из того, что удалось узнать, Morpheus не доложен был быть таким, каковы были мои опасения. Но все же, одно дело - читать чьи-то заключения, другое дело – слышать своими ушами.
К ЦАПу был куплен родной стример Hermes. Вернее, они так и продавались вместе, что вполне логично. Считается, что с родным стримером через порт i2S происходит наиполнейшее раскрытие ЦАПа.
На сегодняшней день уже предлагается Morpheus MK-II.
Morpheus часто используется владельцами как цифровой предусилитель. Первая версия была ограничена работой с транзисторными усилителями. Версия MK-II оборудована дополнительным аттенюатором на – 10 дБ, который позволяет ему работать с высоко чувствительными ламповыми усилителями.
Достигается это путем переключения джамперов для изменения выходного напряжения с 2 В (RCA) и 4 В (XLR) на 0,7 В и 1,33 В соответственно.
Производитель
Sonnet Digital Audio – нидерландская компания.
Основал компанию Cees Ruijtenberg (основатель Metrum Acoustics). Поэтому опыта в работе с технологией R2R товарищам не занимать.
А к слову, Metrum Acoustics уже отметила свой 15-летний юбилей и уверенно чувствует себя на рынке.
Первым творением Sonnet Digital Audio бы Roon DAC, а вот Morpheus был анонсирован осенью 2019 года.
Спецификация Sonnet Morpheus MK-II
Балансный ЦАП без оверсемплигна
Два модуля SDA-2 на канал в дифференциальном режиме
Питание: 15ВА, 110/115В AC, 220/230В AC 60/50 Гц.
Требуемая мощность 8 Вт.
Входы: 1x оптический, 1x коаксиальный и 1x AES/EBU и USB
Выходы: 1x RCA, 1x XLR
Воспроизводимый частотный диапазон:
при семплировании потока 44.1 кГц – 1Гц – 20 кГц -1 дБ
Форматы:
при семплировании потока 192 кГц - 1 Гц – 65 кГц– 3 дБ и 384 кГц (USB)
Искажения: 0.004% THD
Разделение каналов: 120 дБ
Шумовой порог: 155 дБ при 2В RMS
Выходное сопротивление: RCA 100 Ом, XLR 100 Ом
Частота дискретизации:
оптический выход: 44.1 – 96 kHz
Коаксиальный и AES/EBU: 44.1 -192 kHz
USB: 44.1 – 384kHz
Дополнительные опции:
модуль MQA
модуль I2S (устанавливается вместо USB module)
Размеры: 290 x 250 x 60 мм
Вес: 3.2 кг
РРЦ в ЕС – 3500 Евро, включая подоходный налог 21%
РРЦ за пределами ЕС - 2895 Евро.
Технология
Итак, Morpheus – это полностью балансный цифро-аналоговый преобразователь без оверсемплинга (NOS) на основе резистивной матрицы R-2R.
В устройстве используются модули SDA-2 нового поколения, 4 штуки (2 на канал), каждый модуль SDA-2 включает в себя 4 резистивных лестницы, и всего из получается 16.
Согласно информации с сайта производителя, одна из основных задач состояла в том, чтобы исключить влияние регулировки громкости звука на конечный результат.
Результатом этого является чрезвычайно высокая линейность, вплоть до -140 дБ, что позволяет получить реалистичный 24-битный динамический диапазон и цифро-аналоговое преобразование с регулировкой громкости без потерь.
Управление
На фронтальной панели кроме ручки регулировки громкости есть всего две кнопки: выбор источника и Вкл/выкл.
Чтобы попасть в меню, нужно одновременно удерживать эти две кнопки несколько секунд. Не понимаю, почему нельзя было сделать еще одну кнопку? Места на панели достаточно.
Настроек минимум: переключение режима работы, интервала отключения подсветки дисплея…все. Никаких тебе фильтров и прочих атрибутов дельт-сигма ЦАПов.
Пульт управления представляет собой увесистый брусок. Довольно тяжелый, тактильно приятный. Польза от него будет, если ЦАП работает в режиме предусилителя, чтобы менять громкость. Я редко пользуюсь пультами, так как обычно все и так под рукой.
В работе
Когда я первый раз подключил ЦАП к усилителю по балансному подключению, то пришлось перевести гейн из среднего положения я на high, так как музыка играла очень тихо. И здесь пришлось немного разобраться.
У ЦАПа есть два режима работы: как предусилитель с регулировкой уровня громкости и как чистый ЦАП с фиксированным значением громкости, которое по тех. характеристикам составляет 2В на выходах RCA и 4В на балансных XLR.
Оказалось, что выходное напряжение можно изменять даже в режиме Fixed. Вернее, его можно задавать, предварительно установив ручку громкости в нужное вам положение, а далее зафиксировать его режимом Fixed.
Честно говоря, я не услышал какой-либо разницы или какого-либо негативного эффекта при работе ЦАПа в режиме предварительного усилителя совместно с усилителем для наушников.
Что и следовало ожидать, если вернутся к тем задачам, которые перед собой ставил разработчики.
Подключение ЦАПа к источнику сигнала, как я уже упоминал, я делал через i2s, который в данном случае выполнен не в виде hdmi разъема, как принято у других, а в виде LAN разъема для подключения обычного ethernet кабеля, который шел в комплекте со стримером.
Довольно оригинально. С другой стороны это делает стример Hermes узко применимым, полный функционал которого вы может использовать только с родным ЦАПом.
Звук
Если говорить о звуке, то я был приятно удивлен.
Конечно, были определенные ожидания чего-то темного и теплого. От ЦАПа на этом и уровне не ждешь серьезных подвохов. Но вкусовщину никто не отменял…
Пожалуй, охарактеризовать звучание ЦАПа можно как тонально сбалансированное и весомое, ближе к нейтральному звучанию с небольшой теплотой («органикой» - если так можно выразиться) и в то же время чистое, с подробной проработкой нюансов, с четко выраженной «слоистостью» и «текстурностью», крупными и точными образами инструментов. Воспринимается такое звучание как нечто естественное, аналоговое и натуральное.
В отличии от ряда ЦАПов на дельта-сигма, Morpheus не пытается заострить ваше внимание на каких-то отдельных деталях, а подает музыку довольно слитно, но в то же время технически на очень высоком уровне в плане разрешения, разделения инструментов и вытаскивая на свет самых мелких и глубоко запрятанных нюансов. По факту, на свет вылезают какие-то вещи, на которые ты раньше не обращал внимание.
В этом наиболее проявляется отличительная особенность Morpheus – не акцентируя внимание на какие-то микродетали, погружать слушателя полностью в музыку. При всем при этом, при желании, можно «отловить всех блох», даже тех, которых ранее там вроде и не было…
Тембры инструментов, голосов также отличатся от того, как это я привык слышать. Есть ощущение большей достоверности в принципе. Живые инструменты слушаются намного реалистичнее. Особенно нравится, как зазвучала виолончель у того же Truls Mork, не то, чтобы она как-то неправильно звучала раньше, но просто Morpheus делает ее звук намного индивидуальнее, выразительнее и весомее.
Сцена хорошо прорисовывается в ширину, насколько это позволяют мои наушники Snorry Trion, которые не обладают эффектом стадиона. Глубина и эффект 3D в полной мере присутствует. Но нужно понимать, что Trion строят сцену не как многие наушнику в ширину и глубину, здесь более сложное построение, чем просто по осям.
Фон «черный» и звуки возникают как бы из пустоты.
Музыкальное полотно дышит свободно, между инструментами много воздуха, несмотря на некую слитность подачи материала.
На что сразу обращаешь внимание, так это на живые инструменты и вокал.
ЦАП достаточно универсальный. Не думаю, что может быть какая-то предрасположенность к тем или иным жанрам. Одинаково приятно слушать голос Sinne Egg, контрабас Эсперансы Сполдинг, диссонансные пассажи Ulcerate или тягучие риффы Mournful Congregation в три гитары.
Часто для оценки уровня техничности ЦАПа я беру несколько альбомов финского коллектива KYPCK, которые поют на русском языке. Эркки Сеппянен, конечно, молодец, очень старается, но часто разобрать отдельные фразы и слова бывает достаточно трудно. Учитывая тот факт, что некоторые слова он сам еще и придумывает, разобраться во всем этом бывает не всегда просто.
Так вот, с Morpheus я смог услышать еще часть слов и окончаний, которые до нас хотел донести Эркки.
А вообще я заметил, что стал чаще включать систему, возвращаясь вечером домой, и чаще стал слушать что-то с вокалом , Elif Caglar, например…"Живые" вещи стали нравится больше.
Стример Hermes
Как и любой стример, устройство оборудовано входом LAN и имеет несколько выходов: коаксиальный, AES/EBU, оптический и i2s.
Производитель настоятельно рекомендует использовать именно i2s.
В комплекте, кстати, идет патч корд для соединения с ЦАПом.
Hermes – это «конечная точка Roon» (end point) и предполагается использовать как музыкальный сервер Roon. Естественно, устройство сертифицировано как Roon Ready.
На панели управления только одна кнопка включения, она же – вход в меню при удержании больше 3 сек.
А меню состоит из одного пункта – отключение/включение подсветки экрана.
Перейдя в настройки аудио в Roon, мы имеем еще возможность попасть в веб интерфейс к ряду других тонких настроек стримера.
Также там видим и версию прошивки.
Несмотря на то, что стример «заточен» под Roon, он может работать с платформами DietPi, PiCorePlayer и Volumio. Так же плеер может быть обнаружен в сети, используя UPnP.
РРЦ в ЕС – 1200 Евро, включая подоходный налог 21%
РРЦ за пределами ЕС - 995 Евро.
Итог
R2R в исполнении Sonnet Digital Audio мне однозначно понравился.
Возможно, не самое дешевое решение на рынке, но если рассматривать "вторичку", то вполне себе адекватно, беря во внимание качество звука.
Пожалуй, комбинация Morpheus + Hermes может сойти за конченую точку, после которой вложения в систему уже будут совершенно нескромными.
К слову, бывший владелец аппаратов перешел на ЦАП Esoteric, который находится уже совершенно в другой ценовой категории.
Так что, остановлюсь пока на дальнейшем изучении этого прекрасного представителя лагеря R2R.